«Вниманию вятской интеллигенции»


 

 

«Вятский край»,1897, № 91.

Наряду со зрячими тружениками в доме трудолюбия встречаются слепые. Число их с каждым годом увеличивается и с осени нынешнего 97-го года дойдет до 10, а может быть и больше. Попечитель дома П.П. Клабуков заботится о слепых со своей обычной добротой. Он отвел им отдельное просторное светлое помещение в 5 комнатах с обстановкой для общежития и дал материал для одежды. Благодаря одному П.П. Клабукову, значительно облегчится жизнь нескольких слепых, которые до сих пор были забытыми людьми и страдали от тяжелой домашней обстановки. Но, кроме внешних потребностей жизни, у слепых много внутренних, духовных потребностей; на них надо обратить самое серьезное внимание, чтобы дать возможность слепому чувствовать, переживать хотя немножко счастья. Заветная мечта каждого слепого научиться грамоте и какому-нибудь ремеслу. Не быть в тягость, а жить самостоятельно, с пользою для кого-нибудь – вот к чему всеми силами стремятся слепые. В замечательной повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» ярко обрисована эта сторона душевной жизни слепца – страстное желание найти свое собственное место среди людей, найти цель, смысл в жизни. Дать слепому самостоятельную жизнь, сделать из него полезного члена общества – конечная цель помощи слепым, цель, правда, достижимая, но очень нелегко, а главное, требующая немало времени и забот многих людей. Удовлетворить желанию слепого обучиться грамоте вполне возможно теперь же, были бы только книги с рельефным шрифтом для слепых. Вот в этом то и заключается большое затруднение. Печатных книг для слепых очень и очень немного, стоят они страшно дорого. Так за азбуку А. Толстого, напечатанную рельефным шрифтом, надо заплатить 2 руб. 50 коп., тогда как эта же книга для зрячих стоит всего 15 коп. Есть надежда, что Мариинское попечительство о слепых, по просьбе своего Вятского отделения, пришлет бесплатно некоторые книги для слепых дома трудолюбия. Но книг напечатанных, как уже сказано, имеется слишком мало, кроме того, не известно, они когда будут получены. С сентября слепые начнут при доме трудолюбия обучаться читать, а книг для них налицо имеется не более восьми, и то самых разнообразных. Выучившись читать, они, конечно, захотят из книг познакомиться с неизвестным для них миром, явится еще большая нужда в книге. Необходимо устроить хотя маленькую библиотечку для слепых.
С помощью прибора Брайля можно легко переводить для слепых книги ручным способом. Во всех существующих в России училищах слепых библиотеки составлялись из книг, переведенных таким образом. Несколько человек из местной интеллигенции выразили желание печатать азбуки для слепых и усердно принялись за работу. Спасибо им! Они поняли, что можно без скуки и с радостью взяться за механический труд, если цель его – доставить наслаждение страдающему, несчастному. Одной учительнице пришла счастливая мысль в вечерние занятия с учениками научить их переводить книги для слепых. При большом количестве учеников это занятие не составит для них особенного труда и не отнимет много времени. Между тем, по мимо прямой пользы для слепых, перевод книг может иметь воспитательное значение для детей, развивая в них сострадание и деятельную любовь к людям. Дать книгу слепому то же, что накормить голодного, одеть нагого. Я не раз бывала свидетельницей: с какой жадностью набрасываются слепые на новую книгу, как ради нее готовы, кажется, забыть все на свете. При небольшом числе книг слепые по нескольку раз перечитывают одну и ту же книгу, и иногда даже принимаются заучивать ее. «Как бы много зла не сделал нам человек, говорят слепые, мы готовы все простить, если он согласится почитать нам». Любовь к чтению у слепого нередко доходит до страсти. Причина этого, вероятно, то страшное одиночество, которое часто приходится испытывать слепым.
В звуках – жизнь слепого. Они главным образом дают впечатления слепому. В тишине, особенно при знакомой обстановке, слепой не получает никаких впечатлений, чувствует себя отдаленным от мира и угнетен этим одиночеством. Вот тогда-то книга особенно необходима, недаром слепые считают ее лучшим другом. С большим интересом, расспрашивают слепые о книге, откуда она принесена, кто ее печатал, что это за человек.
Пока слепых в доме трудолюбия было немного, книг кое-как хватало, но на десять человек их совсем мало.
Может быть, найдутся еще добрые люди, которые пожелают быть сотрудниками в деле печатания книг для слепых.
Научиться этому очень не трудно, вполне возможно в10-15 минут. Желающие могут обращаться за разъяснениями к учительнице слепых Н. Поповой на Московской улице в д. Шубина или в д. Клабукова на Царевской ул., где отведено помещение для слепых, предполагается школа для них.


Н. Н. Попова